Интервью Printdaily.ru
ПОЛИГРАФИЯ – ОТРАСЛЬ СЛЕПЫХ!
В конце 2019 года стало известно о создании Национального союза полиграфистов. У профессионального сообщества эта новость вызвала в равной степени и интерес, и скепсис, основанный на не очень успешном опыте работы подобных организаций в прошлом. Впрочем, один из инициаторов проекта, руководитель Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергей Радванецкий обещает, что организаторы учтут, как ошибки прошлого, так и актуальные пожелания отрасли.
Максим Мережко, Про бизнес, 08.01.2020
Сергей Радванецкий
Сергей, что стало предпосылкой для создания Национального союза полиграфистов?
Идея создания Всероссийского объединения зреет уже второе десятилетие. Еще в 2007 году в Санкт-Петербурге в рамках “Петербургского полиграфического салона” прошла встреча руководителей более чем десяти региональных отраслевых союзов, на которой активно обсуждался вопрос о необходимости создания “Российского союза полиграфистов” и даже было принято решение о его регистрации. Однако, последующие консультации выявили серьезные разногласия между участниками по целому ряду организационных вопросов, способах финансирования его деятельности, составе учредителей и формированию руководящих органов Союза. Позже было предпринято еще несколько попыток договориться, но все они оканчивались неудачно.
Оглядываясь назад и анализируя давние неудачи, мы сегодня хорошо понимаем их причины, но это не предмет нашего интервью. Главное то, что в российской полиграфии уже давно сложилась объективная потребность в существовании авторитетного Всероссийского объединения. «Веса» регионального Союза явно не хватает, особенно, при лоббировании интересов отрасли во властных структурах, при международных контактах и т.п.
И Национальный союз полиграфистов ответит на эти потребности? Какие продукты и услуги он предложит профессиональному сообществу?
Полиграфия – отрасль «слепых». Ее игроки лишены перспективного взгляда на свое развитие, потому что не только в масштабах страны, но и региона, они не видят и не имеют возможности анализировать результаты своей работы, видеть макро тренды развития своего бизнеса. Государственные органы статистики оценивают показатели полиграфических предприятий только в составе сводных показателей по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности. Сегодня никто в стране не знает точного количества работающих типографий, общего числа занятых в отрасли, ее оборот и т. д. Существуют только экспертные оценки (отлично, что есть хоть они!), которым мы просто вынуждены доверять.
Нам же, для принятия выверенных решений и этой-то информации было бы более чем недостаточно: важно иметь аналитику по видам полиграфической деятельности, по технологиям производства, по видам выпускаемой продукции, подробный региональный срез, оценку динамики импорта-экспорта не только по видам готовой продукции, но и полиграфических материалов и оборудования и т. д. и т.п.
Есть и немалое количество других задач: выработка и популяризация отраслевых стандартов, переподготовка и повышение квалификации кадров, стандартизация и сертификация типографий, продвижение и популяризация успешного опыта и передовых технологий, которые завтра будут определять лицо нашего бизнеса, аналитическое осмысление отраслевых процессов, создание эффективного и авторитетного информационного пространства…
Поэтому, для нас является очевидным фактом, что российская полиграфия остро нуждается в организации, способной взять на себя функции… даже не капитана, а скорее лоцмана, который будет отслеживать тенденции развития полиграфического бизнеса и аккумулировать российский и зарубежный опыт, выступая для участников рынка надежным проводником в бескрайнем и опасном океане полиграфического бизнеса. Это главное!
Как насчет лоббирования интересов полиграфистов на государственном уровне? Такая работа есть в планах Союза?
Конечно, и это одна из основных наших задач.
Важно отметить, что в государственной системе управления экономикой страны полиграфия долгое время не может определиться с ведомственной принадлежностью. За последние 20 лет она менялась три раза. Вначале было Министерство печати и массовых коммуникаций, потом Министерство культуры, сейчас Министерство связи, что фундаментально неверно – где культура и связь, и где печатные машины? Возможно, и поэтому тоже, полиграфисты со своими интересами надолго выпали из русла государственной промышленной политики. По очевидным «родовым» признакам (использование производственного оборудования и переработка сырья в готовую продукцию) полиграфия является промышленным производством и логично было бы передать курирование отрасли Министерству промышленности, где лоббирование ее интересов смотрелось бы гораздо органичнее.
«Рецидив» вышеописанной сложившейся системы – положение дел в регионах. Исходя из традиции повышенного идеологического внимания к отрасли еще со времен социалистического прошлого, полиграфия на местах курируется комитетами администраций по печати и связям с общественностью (названия этих комитетов могут, конечно, варьироваться), во многом взявших на себя функции идеологических отделов обкомов и горкомов КПСС, внимание которых к проблемам отрасли ослабевает год от года, а часто и полностью отсутствует. Примеров этому огромное количество и, кстати, Санкт-Петербург не исключение.
Амбициозный план. Думаете – получится?
Пессимисты не начинают новых проектов и не ставят перед собой амбициозных задач.
Для отрасли очень важно, чтобы в процессе выработки государственной промышленной и бизнес-политики был слышен голос полиграфистов. Но для того, чтобы его услышали, прежде всего, этот голос должен быть!
Кем и как будет финансироваться Национальный союз полиграфистов?
Это, вероятно, главный вопрос, от решения которого практически полностью будет зависеть успех нашего нового объединения.
Возможностей финансирования у корпоративного союза совсем немного: это членские взносы, а также создание и продвижение востребованных участниками рынка проектов, продуктов и услуг, в том числе информационных. К сожалению, делать ставку только на взносы в современных реалиях и, исходя из нашего уже довольно богатого опыта, было бы довольно смело.
Что получат игроки рынка за свои взносы? Что им даст участие в Союзе?
Пока преждевременно говорить о конкретных преимуществах для членов Союза, хотя выстраивать такую систему мы обязательно будем.
Считаю, что мы не должны и не будем заниматься агрессивным маркетингом Союза с целью максимального привлечения членских взносов, что, конечно, не исключает активного информирования участников рынка о конкретных делах и проектах Союза.
Со временем членство в Союзе должно стать не только выгодно, но и престижно, должно стать дополнительным маркетинговым инструментом для продвижения членами Союза своих услуг, материалов, оборудования и технологий на российском рынке.
В России есть своя история профессиональных объединений полиграфистов, но в целом игроки рынка считают эти организации, скажем так, мало полезными для бизнеса. Согласны ли вы с этим? Если да — каким образом планируете изменить ситуацию?
Должен согласиться, что это довольно распространенное мнение и, к сожалению, не лишенное оснований. Причин здесь, много и объективные в том числе.
В стране создано и работает большое количество корпоративных некоммерческих объединений, но нужно признать, что успешны из них преимущественно те, где государство использует их для регулирования курирующих этими объединениями отраслей: строительство, фармацевтика, банковская сфера, аудит, нефтяная промышленность, энергетика, туризм. Список можно продолжать и продолжать.
Часто именно государственные структуры и становятся инициаторами создания таких союзов и ассоциаций. Членство в подобных объединениях является скорее условием успешной работы в отрасли, а не проявлением корпоративной ответственности и культуры.
Мы, полиграфисты, слава Богу, не пользуемся подобным вниманием государства и давайте, хоть за это его искренне поблагодарим. Создание и организация работы корпоративных организаций в нашей отрасли – это, скорее, сподвижничество. Без сколь-нибудь существенного бюджета, и, соответственно, без реальной исполнительной структуры много не наработаешь. Но согласитесь, и в этих условиях, нам, руководителям региональных объединений, иногда удается что-то делать. Конечно, при посильной поддержке наших членов, коим мы очень благодарны.
Кто вошел в состав учредителей Национального союза полиграфистов? Кто будет реально руководить его работой?
Список учредителей закрыт: это Межрегиональная ассоциации полиграфистов, Сибирский союз полиграфистов и Союз полиграфистов Санкт-Петербурга. Мы, Борис Александрович Кузьмин, Вячеслав Александрович Корягин и я решили, что троим гораздо легче договориться, чем опять погрязнуть в согласовании разных подходов, учете часто неоправданных амбиций и в проведении нескончаемых консультаций. Хотя, признаюсь, и троим-то было непросто найти консенсус, несмотря на то, что между нами уже много лет назад сложились очень добрые, доверительные и уважительные деловые отношения.
Что касается руководства Союзом, то в период между общими собраниями его членов этим будет заниматься коллегиальный орган – Президиум Союза. Вот по его составу сейчас ведутся активные консультации.
Должен подчеркнуть, что мы не должны и не будем делить рынок условно на «типографов» и «поставщиков»: мы Союз «организаций и индивидуальных предпринимателей, основным или дополнительным видом деятельности которых является полиграфическая деятельность, поставка полиграфических материалов технологий и оборудования» (цитата из Устава НСП), конечно, включая образовательные учреждения, которые готовят специалистов для полиграфии.
Предварительно в Президиум согласились войти авторитетные и успешные руководители как типографий, так и компаний-поставщиков. Добавлю, кстати, что для учредителей не предусмотрено никаких привилегий! Состав Президиума и имя Президента Союза, который будет избран на его первом заседании, планируем обнародовать сразу после завершения процедуры государственной регистрации.
Хотел бы выразить благодарность руководству Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и, лично, заместителю Председателя Владимиру Викторовичу Григорьеву, курирующему полиграфию, за поддержку нашего проекта.
После создания Союза, что будет с Межрегиональной ассоциацией полиграфистов, Сибирским союзом полиграфистов и Союзом полиграфистов Санкт-Петербурга?
Все эти организации продолжат работать в прежнем режиме.
Кстати, почему “Национальный”, а не “Российский” или “Всероссийский”?
Здесь все очень просто: по российскому законодательству для обретения права называться «Российский» или «Всероссийский» нужно пройти очень сложную процедуру. И мы решили, что пока важнее «ехать, а не шашечки».
На каком организационном этапе вы сейчас находитесь?
Союз проходит процедуру государственной регистрации.
Мы планируем организовать презентацию Союза в мае 2020 года на VI Международном полиграфическом Форуме Print Park в Санкт-Петербурге, и, конечно, представить новое общероссийское объединение международному полиграфическому сообществу на июньской выставке Drupa 2020 в Дюссельдорфе.
У нас, российских полиграфистов, нет другого пути, как попытаться, при поддержке, конечно, всего полиграфического бизнеса, в корне изменить существующее положение дел.
И давайте пожелаем нам удачи!