Обращение НСП в Правительство РФ и Госдуму РФ 24.02.2020 (Об ответственности за утилизацию упаковки)

Национальный союз полиграфистов направил письма в Правительство РФ и Государственную Думу РФ с экспертной оценкой проходящего предварительное рассмотрение законопроекта 869136-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

197374, г. Санкт-Петербург,
Мебельная ул., д. 3, лит. А, пом. 1-Н
Тел. +7 (921) 964-00-49 E-mail: sp@spspb.ru  
Исх. № 2        Председателю Правительства
от «24» февраля 2020г.         Российской Федерации
М.В. Мишустину

                                                       Уважаемый Михаил Владимирович!

В настоящее время в Государственную Думу РФ внесен и проходит предварительное рассмотрение законопроект 869136-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Основными принципами действующего законодательства по обращению с отходами являются предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Однако, согласно пояснительной записке инициатор законопроекта 869136-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предлагает следующие изменения, противоречащие указанным принципам и лучшим мировым практикам:

1. Возложить ответственность за исполнение расширенной ответственности производителей (далее – РОП) на производителей упаковки товаров вместо производителей товаров.

2. Обязать производителей упаковки обеспечить утилизацию отходов от использования упаковки и/или уплатить экологический сбор, исходя из всей массы выпущенной/ввезенной упаковки.

Данные предложения не имеют надлежащего обоснования, а их реализация не представляется возможной.

С момента передачи упаковки производителю товаров производитель упаковки лишается возможности контролировать процесс реализации и утилизации упаковки, тем самым производитель упаковки не имеет возможности выполнить нормативы утилизации отходов и уменьшить сумму экологического сбора на объем упаковки не дошедшей до конечного потребителя, собранной непосредственно производителем товара в этой упаковке или вывезенной из РФ.

          Особо отмечаем, что предложенное изменение субъекта ответственности с производителя товара в упаковке на производителя данной упаковки не решает поставленных задач национального проекта «Экология», а напротив, сделает их нереализуемыми.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (согласно п. 7 7. ст. 24.5.) предусматривает для производителя и импортера альтернативу экологическому сбору в виде выполнения норматива утилизации отходов.

В предлагаемом инициатором законопроекте 869136-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»:

а) утрачивается альтернатива выбора, так как с момента передачи упаковки производителю товаров производитель упаковки лишается возможности контролировать процесс реализации и утилизации упаковки, о чем было сказано ранее;

б) в связи с утратой альтернативы сбор фактически становится единственным источником финансирования деятельности государства по созданию инфраструктуры по обращению с отходами, что согласно п. 1 ст. 8 НК РФ является налогом и требует внесения соответствующих изменений в законодательство.

Причем, этот налог в законопроекте869136-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предлагается ввести для предприятий-производителей упаковки, которые не производят упаковку, как готовый товар, и не являются собственниками не только произведенной упаковки, но даже ее дизайна. Данные предприятия оказывают лишь услугу производителям товаров по изготовлению индивидуальной упаковки для товара.

Кроме того, в предлагаемых изменениях не учтено, что производители упаковки, в случае если их упаковка поставляется на рынок как готовый (конечный) товар, уже несут обязанность по утилизации (и уплате экологического сбора).  

Также предлагаемые изменения несут существенный риск сокращения российского производства упаковки.

Учитывая отсутствие возможности отдельного учета упаковки при ввозе упакованных товаров (так как согласно таможенному законодательству ЕАЭС ввозится именно товар), создаются неравные условия для производства товаров в РФ т.к. при импорте ответственность будет возложена только на импортера и только за утилизацию товара. Предлагаемый законопроект также создаст конкурентные преимущества для поставщиков упаковки из других стран ЕАЭС т.к. там аналогичное обязательство отсутствует и, в условиях свободного движения товаров на рынке ЕАЭС, их продукция будет вытеснять российскую. Также это повлечет риск переноса производственных мощностей по выпуску упаковки в страны ЕАЭС и, соответственно, снижения инвестиций в российскую экономику.

Кроме того, законопроект содержит риск существенных противоречий с нормативно-правовыми актами ЕАЭС, в том числе в сфере технического регулирования. Законопроект предлагает редакцию п.10 ст.24-2 с использованием определения «производители упаковки, произведенной как готовый товар». Однако, такие определения устанавливаются нормативно-правовыми актами в сфере технического регулирования – для упаковки такие определения установлены в Техническом регламенте Таможенного Союза 005/2011 «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). Соответственно, возникает существенный риск юридических коллизий между предлагаемым законопроектом и законодательством ЕАЭС, а также риск разночтений при осуществлении контроля и надзора.  Кроме того, изменение субъекта, на которого возложена обязанность по утилизации и уплате экологического сбора, потребует четкого порядка идентификации конкретных видов и типов упаковки, который должен соответствовать положениям ТР ТС 005/2011 – но законопроект не содержит никаких уточнений по вопросу об порядке идентификации упаковки.

Предлагаемый в законопроекте расчет нормативов утилизации упаковки в зависимости от массы не является целесообразным. Такой показатель как масса упаковки не может быть критерием определения реальной стоимости утилизации, временных затрат на утилизацию, утилизационных свойств упаковки. 

В связи с вышеизложенным, просим Вас направить в Государственную Думу ФС РФ отрицательный отзыв на Проект федерального закона № 869136-7 и предложить снять его с рассмотрения.

Президент

Национального союза полиграфистов                                        Радванецкий С.В.

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

admin

Комментарии: 1Публикации: 151Регистрация: 15-04-2020