О ведомственной принадлежности отрасли
Среди полиграфистов уже много лет продолжает укрепляться мнение, особенно усилившееся после упразднения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и переходе отрасли «под крыло» непосредственно Минцифры, об очевидном несоответствии существующей ведомственной принадлежности отрасли производственно-промышленному характеру ее деятельности.
Действительно, курирование полиграфии Минцифрой является скорее данью традиций нашего советского прошлого, когда вся полиграфия наряду со СМИ находилась под жестким контролем идеологических отделов райкомов, горкомов и обкомов КПСС. Под железной крышей партийных органов работали типографии, выпускающие идеологическую продукцию: газеты, журналы, книги.
Впрочем, в то совсем недалекое по историческим меркам время несанкционированная печать и даже копирование любого материала были практически невозможны, считались идеологической диверсией и получали соответствующую оценку компетентных органов. Рекламной и всякой полиграфии на потребу населения практически не существовало; производство упаковки, за редким исключением, было проблемой исключительно ведомств, производящих товары.
С тех времен ситуация резко изменилась – идеологический контроль остался в прошлом, появились тысячи полиграфических предприятий, обслуживающие разнообразные общественные потребности, среди которых типографии, тиражирующие СМИ и книги, которые несомненно находятся в сфере интересов Минцифры, но далеко не являются по численности определяющими лицо отрасли.Обратим внимание, что в перечне приоритетных направлений деятельности Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций https://digital.gov.ru/ru/activity/, полиграфия красноречиво отсутствует.
Есть серьезные основания надеяться, что создание в Минцифре «Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии», основу которого составили бывшие сотрудники Роспечати, и который в настоящее время ждет только назначения своего руководителя, резко изменит ситуацию.
Однако очевидно, и название департамента это красноречиво подтверждает, что «за бортом» Минцифры продолжат оставаться упаковочные и рекламные полиграфические предприятия.
Кстати, об упаковке. В списке курируемых видов экономической деятельности «Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса» Минпромторга России https://minpromtorg.gov.ru/ присутствует ОКВЕД 17.2 – «Производство изделий из бумаги и картона», где в уточняющем коде 17.29 – «Производство прочих изделий из бумаги и картона» находим напрямую два вида полиграфической деятельности: «производство этикеток» и «производство печатной упаковки из бумаги и картона».
Вот, казалось бы, и найдено заинтересованное, хотя бы в упаковочной полиграфии, ведомство, но не спешим делать выводы. Во-первых, даже для многих крупных упаковочных предприятий отрасли информация, представленная в предыдущем абзаце, окажется довольно неожиданной. Во-вторых, многие предприятия отрасли, добившееся очень неплохих объемов производства упаковки, начинали как «всеядные» и ни о каком коде 17.2 даже не знали. До сих пор у многих код ОКВЕД 18.12 является основным. И наконец, сам Минпромторг не очень стремится вникать в процессы, происходящие в отрасли, тем более не относящиеся к коду 17.2.
Надо признать, что подобное положение полиграфической отрасли, прежде всего из-за отсутствия какого-либо прямого регулирования, является несомненно позитивным фактором. Не будем забывать, что практически любое вмешательство государства в экономику несет для многострадальной дополнительные проблемы.
И все же, в условиях постоянного тренда на усиление роли государства в экономике, сотрудничество отрасли с государственными структурами отрицать не дальновидно.Особенно ярко негативные последствия отсутствия такого сотрудничества проявились во время наших попыток добиться поддержки отрасли от государства при пандемическом локдауне. Все попытки включить отрасль в список наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции (кроме кода 18.11) оказались неудачными.
Сложившаяся ситуация особенно негативно проявляется в регионах: комитеты по печати, которые должны были бы проявлять интерес к процессам, происходящим в отрасли, сосредоточены практически исключительно на создании позитивного имиджа губернатора региона и его администрации, а значит их внимание ограничено, за редчайшим исключением, деятельностью нескольких или одной типографии, печатающей газеты.
Внимание к проблемам отрасли ослабевает год от года, а часто и полностью отсутствует. Примеров этому огромное количество и, кстати, Москва и Санкт-Петербург не исключение.
Рекламные, упаковочные типографии остаются вне зоны ведомственного внимая, а это значит и вне активного информирования о региональных мерах поддержки промышленности или малого бизнеса, вне участия полиграфистов в различных консультативных и общественных организациях, создающихся при администрациях регионов, вне участия в других региональных программах.
Фактически наша отрасль состоит из трех крупнейших блоков, которые условно можно назвать как информационный, упаковочный и рекламный. И если учесть, что после создания в Минцифре «Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии», информационный блок обретает активную поддержку, самый многочисленный рекламный блок, состоящий почти исключительно из малых и средних предприятий, курируемых «Департаментом инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства» Министерства экономического развития Российской Федерации, то самым «брошенным», как ни странно, остается упаковочный блок.
Несмотря на все опасения, высказанные выше, лучшего куратора для упаковочных предприятий отрасли чем Минпромторг нам не найти. Видимо, именно этот путь и должен стать приоритетным на ближайшее время.
Сергей Радванецкий, президент НСП